Слово о проекте
Среди пещерных людей в кровавых схватках у первобытного костра с первых же боев стали побеждать не самые сильные, а самые умные, находчивые и самые быстрые. Потому что мышление человеку помогало всегда. С тех самых далёких времен, как человек начал формироваться. Прошли многие тысячелетия, человек стал мудрым и высокоорганизованным, и именно подобными и стали многие единоборства вообще, и восточные в частности.
Великая философия выстроена, обоснована, и все ее постулаты тесно переплетаются с древней борьбой каратэ или, например, дзюдо, ушу. Каждый вид такого боевого искусства создает философский образ бойца (мыслителя, понимающего и ощущающего бесконечную глу бину и сущность своего тела, организма, сложного внутреннего космоса. Управляя своим телом и сознанием, своими мышцами и нервами, своей открытой и скрытой энергией в поединке, боец–мыслитель не только выбирает единственный момент для нападения, для применения приема, но вкладывает в этот прием точное направление энергии, сконцентрированную силу, которая может быть неотразима. Понимая такое управление сознанием, владея им, человек становится не только всесильным долгожителем, он становится благородным, неспособным на негативные поступки, на злодейство. Постигая философию боевого искусства, человек незаметно и органично сливается с природой своего тела, мышления, с природой и основой сознания, души. Не всегда даже удается найти точное слово, несмотря на все богатство русского языка, чтобы определить всю ту глубину самопознания и овладения силой своего духа, которые дают человеку развитые виды боевых искусств.
Изучая, познавая, осваивая, ежедневным упорным, тонким и осторожным трудом отрабатывая и вбирая в себя новые шаги в постижении боевого искусства и его неотъемлемой философии, его познавательной сути, его интеллектуально (психологической основы, человек становится другим. Он становится спокойнее, выдержанее, мудрее и, обязательно, добрее. Потому что истинная сила дает человеку доброту.
Мастерство выдающихся бойцов в том или ином виде единоборства – пример для подражания молодежи, для самопознания и самосовершенствования. Когда молодые люди в обществе берут пример со спортсменов, с чемпионов и мастеров, подражают им и равняются на них, это полезно и выгодно обществу.
Знаменитые спортсмены-тренеры самбо: В.С. Спиридонов, А.А. Харлампиев, И.В. Васильев, В.Ф. Маслов, Е.М. Чумаков, В.М. Андреев, Х.И. Наниашвили, советские чемпионы мира по самбо: Г.В. Георгадзе, А.И. Шор, М.М. Юнак, Д.Л. Рудман, А.С. Федоров, Ч.И. Езерскас, Л.К. Тадиашвили, Н.С. Данилов, В.И. Кливоденко в 30-е и в 60-е гг. ХХ столетия прославили советскую школу самбо на весь мир. Советские и российские дзюдоисты засл. мастера спорта СССР: А. Боголюбов, А. Киброцашвили, А. Кикнадзе, В. Покатаев, О. Степанов, С. Суслин, С. Новиков и другие.
Пропаганда спорта вообще, и боевых искусств, в частности, особенно на примерах талантливых мастеров, способствует созданию нового, здорового подрастающего поколения детей и молодежи, воспитания истинных патриотов и защитников Отечества. Боевые искусства, как спорт, не только отвлекают молодежь и детей от пагубных пристрастий, так свойственных нашему времени, но и формируют в молодых людях умение созерцать и мыслить, философски познавать окружающий мир, зарождают и укрепляют в них чувство ответственности перед учителем, перед семьей, перед Родиной.
Изучение и освоение боевых искусств укрепляет здоровье нации, как физическое, так и моральное, существенно влияет на формирование положительных тенденций в здоровье общества и государства. И важную роль в пропаганде боевых искусств и единоборств может сыграть Энциклопедия в лицах «БОЕВЫЕ ИСКУССТВА В РОССИИ», которую подготовила редакция Энциклопедических изданий издательской группы «БАРС». А второй выпуск этой энциклопедии подготовлен с участием Российского Союза боевых искусств (РСБИ). Такое издание интересно и полезно, оно не имеет аналогов, и мы желаем этой книге доброго пути к читателю.