Сериндзи-Кэмпо (Shorinji-Kempo)
Сериндзи-кэмпо (китайск. Шаолинь-Сы Цюаньфа) – система само защиты, духовного совершенствования и физического воспитания, которую создал в 1947 году мастер Накано Мичиоми (1911–1980), более известный под псевдонимом Со Досин.
В основу системы легло учение Бодхидхармы о том, что для достижения просветления в равной мере необходимы железное здоровье, несгибаемый дух и миролюбивый характер. В свою очередь, обретение этих «трех сокровищ» возможно через практику боевых искусств, дыхательно-медитативные упражнения, познание истинной сути буддизма и следование его заветам в своей повседневной жизни.
Эту систему можно сравнить со светильником, стоящим на трех ногах, символизирующих разум, тело и энергию. Разум – это изучение законов природы и общества, физиологии и психологии, восточной философии и медицины, стратегии и тактики поединка. Энергия – это развитие биоэнергетических возможностей организма, выработка умения сознательно управлять циркуляцией «ки», направлять ее в любую точку тела и в окружающее пространство. Совершенствование тела осуществляется тремя способами: твердым (гохо), мягким (дзюхо) и методом саморегуляции (сэйхо).
Раздел «гохо» включает в себя различные защитные действия, такие, как уходы, уклоны, нырки, ки, прыжки, блоки и контрудары, выполняемые в ответ на атаки противника. Этот раздел во многом похож на бокс и на каратэ. Главное отличие – гораздо более естественное поведение бойца. Техника «тамэсивари» сюда не входит. С точки зрения Со Досина, эта техника не соответствует реальности боя, где противник не так тверд, как кирпич или доска, и в то же время движется и старается уклоняться от ударов. Тем не менее, результаты применения приемов «гохо» могут быть весьма разрушительными.
«Дзюхо» – метод мягкости, под которым имеется в виду проведение различных бросков и болевых удержаний, освобождение от захватов и контр-захватов, удушения и т.д. Эти приемы могут выполняться почти безболезненно для противника, а могут сопровождаться повреждением суставов и связок, болевым шоком. Степень болевого и травмирующего воздействия на противника определяется степенью его собственной агрессивности.
Метод саморегуляции «сэйхо» объединяет практику сидячей и динамической медитации, практику релаксации, точечный массаж и самомассаж, приемы мгновенного приведения себя в состояние наивысшей боевой готовности. Сюда же входят приемы реанимации и восстановления путем воздействия на энергетические каналы и центры человеческого организма.
Гармоническое развитие духа и тела невозможно без соблюдения трех заповедей: быть доброжелатель ным, быть мудрым и быть смелым. Быть доброжелательным – значит уважать жизнь во всех ее формах и проявлениях и особенно уважать человеческую жизнь, самую драгоценную и уникальную во Вселенной. Мудрость заключается в спокойствии, милосердии, уважении и доверии к людям и ко всем другим живым существам. И, наконец, смелость позволяет человеку реализовать свои потенции, претворить в жизнь замыслы и мечты, преодолеть различные препятствия, в том числе успешно противостоять любому нападению. А для того, чтобы все это стало возможным, требуется крепкое здоровье.
Индивидуализм, стремление быть сильным только «для себя», тенденции «одинокого тигра» в Сериндзи-кэмпо исключаются. В пределах Всемирной федерации все его адепты – братья и друзья, а не соперники.
Именно поэтому Со Досин определил путь кемпо как «осуществление» (становление) через взаимопомощь, помощь самому себе и слабым. Взаимопомощь является источни ком развития каждого человека, групп людей, общества в целом. Со Досин считал, что распространение Сериндзи-кэмпо по всему миру будет способствовать построению идеального общества, основанного на уважении между людьми.