Вин-Чунь
В стиле используется множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением ушу. Бой в Вин Чунь основан на принципах, которые постигаются учеником от тренировки к тренировке. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Зачастую бой завершается ударами колен и локтей. Упражнение «липкие руки» позволяет бойцу отлично ориентироваться в бою на близких дистанциях. Существуют и ножевые техники, они тесно связаны в единое целое с техникой рук и приёмами без оружия. Вместе с «липкими руками» изучаются броски и захваты.
Легенды традиционно связывают происхождение стиля с монастырём Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь. Согласно одной из версий, стиль преподавался южно-шаолиньским настоятелем Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале Восхваления Весны. Третья легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь Вечная Весна), дочерью южно-шаолиньского послушника Янь Эра то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй.
Однако, в 1930-40-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования, и установил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало вообще, что этот монастырь был выдуман в средневековом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин», а Чжишань, Умэй и прочие — просто персонажи этого романа. Так как большинство населения Китая было неграмотно, то литературные произведения рассказывались за деньги рассказчиками на рынках, и многие простые люди зачастую не отличали художественного вымысла от рассказа о реальных событиях; тем более простые крестьяне не могли проверить, что, к примеру, упоминаемые в историях о Южном Шаолине географические объекты на самом деле находятся в тысячах километрах друг от друга, что упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности и т. д. и т. п.
Более-менее достоверная история стиля прослеживается лишь с конца XVIII века, когда этот стиль попал в труппу гуандунской оперы «Красная джонка». В первой половине XIX века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера — Хуан Хуабао и Лян Эрди — покинули труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много боев и стал известен как «юнчунь ван» («король винчуня»). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После того как оставил свой бизнес, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю односельчан.
Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь, изучал стиль у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге, где начал преподавать юнчунь членам профсоюза ресторанных работников. До своей смерти в 1973 году он натренировал огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е Вэнь принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В настоящее время в Гонконге существует много секций вин-чунь, где преподают преимущественно ученики Ип Мана, а также представители других ветвей Вин-Чунь.
Вьетнамское направление вин-чунь куэн ведет своё начало с 1939 года от Жуань Цзиюня, легендарного китайского мастера, приехавшего в Ханой по приглашению Ассоциации Китайских эмигрантов во Вьетнаме и который воплотил в жизнь принцип боевого китайского искусства, гласящий: «четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней», что означает: «слабое усилие нейтрализует атаку».
Самые известные на сегодняшний день ветви стиля:
- Ип Ман винчунькуэн (кулак вечной весны Е Вэня, Ип Мана на кантонском наречии).
- Фуцзянь вэнчунькуэн (кулак вечной весны из провинции Фуцзянь).
- Фунг Сю-Чин вэнчунькуэн (кулак вечной весны Фэн Шаоцина).
- Футсао винчунькуэн (кулак восхваления весны рук Будды).
- Говорят, что это направление содержит элементы Южного Богомола и внутренних систем семьи Фу.
- Гулао винчунькуэн (кулак восхваления весны деревни Гулао).
- Иногда этот стиль называют Пяньсань винчунькуэн (кулак восхваления весны с корпусом, повернутым боком).
- Хайбань винчунькуэн (кулак восхваления весны из оперы).
- Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Хуан).
- Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Ху).
- Чжи Шим вэнчунькуэн (кулак вечной весны Чжишаня).
- Цзю Вань винчунькуэн (кулак восхваления весны Цзю Ваня).
- Ли Шинг винчунькуэн (кулак восхваления весны Ли Шина).
- Леунг Ган-Мун винчунькуэн (кулак восхваления весны Лян Гуанманя).
- Малайский вэнчунькуэн.
- Наньян винчунькуэн (кулак восхваления весны стран Юго-Восточной Азии).
- Пань Нам вэнчунькуэн (кулак вечной весны Пэн Наня).
- Пао Фа Льен вэнчунькуэн (кулак вечной весны Лю Дашэна).
- Вьетнамский винчунькуэн.
- Юэнь Кай-Сань винчунькуэн (кулак восхваления весны Жуань Цишаня).
- Тхеу Лам Фат Сон Вин Сюань Куен (шаолиньский кулак прекрасной весны из города Фошань)